Глоссарий по дошкольному
образованию
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
Амплификация - обогащение детского развития.
Вариативная часть основной
общеобразовательной программы дошкольного образования - это часть основной
общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками
образовательного процесса дополнительно к инвариантной, и отражающая: 1)
видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности;
2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических,
климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный
процесс.
Вариативность среды - наличие в Организации или
Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а
также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих
свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала, появление
новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей.
Возрастная адекватность дошкольного
образования -
соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития
детей.
Воспитанники - лица, осваивающие образовательную
программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную
общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в
образовательной организации. Доступность среды - доступность для
воспитанников, в том числе воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность; свободный доступ детей, в том числе воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и
оборудования.
Дошкольное детство - гибкость, пластичность развития
ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность.
Дошкольная образовательная организация - образовательная организация,
осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную
деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и
уход за детьми.
Двигательная форма активности ребенка - овладение основными движениями.
Игровая деятельность - сюжетно-ролевая игра, игра с
правилами и другие виды игры.
Изобразительная форма активности ребенка - рисование, лепка, аппликация.
Индивидуализация образования - поддержка ребенка, построение его
образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его
развития.
Индивидуализация дошкольного образования - построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором
сам воспитанник становится активным в выборе содержания своего образования,
становится субъектом образования.
Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование
научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового,
финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения
системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов
и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными
действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.
Качество образования - социальная категория, определяющая
состояние и результативность процесса образования в обществе, его состояние
потребностям и ожиданиям общества, отдельных социальных групп в развитии и
формировании жизненных, профессиональных, гражданских компетенций личности.
Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих
различные аспекты образовательной деятельности учреждения: содержание
образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый
состав и т.д., которые обеспечивают образование детей.
Коммуникативная деятельность - общение и взаимодействие со
взрослыми и сверстниками.
Коррекционная работа и/или инклюзивное
образование - обеспечение
коррекции нарушений развития различных категорий воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении
Программы; освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Материально-техническое обеспечение программы -
учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Механизмы развития ребенка - общение, игра,
познавательно-исследовательская деятельность.
Музыкальная форма активности ребенка - восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на
детских музыкальных инструментах.
Образование - единый целенаправленный процесс
воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый
в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность
приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности
и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального
развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательные области дошкольного
образования:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Образовательные программы – программы, направленные на решение
задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в
обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных
образовательных программ. Сюда входят программы дошкольного образования,
начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного)
общего образования – документы государственного образца, характеризующие
содержания образования и направленные на достижение определенных государством
образовательных уровней.
Образовательные программы дошкольного
образования разрабатываются
и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных
программ дошкольного образования.
Образовательные программы дошкольного
образования направлены
на разностороннее развитие воспитанников дошкольного возраста с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми
дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к воспитанникам дошкольного возраста и специфичных для
воспитанников дошкольного возраста видов деятельности.
Образовательная деятельность - деятельность по реализации
образовательных программ.
Образовательная среда - совокупность образовательного
процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического,
учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического,
медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО,
медицинского сопровождения, питания).
Образовательная среда - совокупность образовательного
процесса, особенностей его организации, а также его программно-методического,
учебно-материального, материально-технического, психолого-педагогического,
медико-социального обеспечения (в том числе предметно-развивающей среды, ТСО,
медицинского сопровождения, питания).
Образовательная среда для ребенка
дошкольного возраста - предметно-пространственная
развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия со взрослыми; характер
взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к
другим людям, к себе самому.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности
обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией,
приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта
применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации
получения образования в течение всей жизни.
Обучающийся - физическое лицо, осваивающее
образовательную программу.
Обучающийся с ограниченными возможностями
здоровья -
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом
развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий.
Основные характеристики дошкольного
образования -
объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного образования.
Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития
воспитанников дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.
Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в
трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и
(или) организации образовательной деятельности.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов
детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой
родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательно-исследовательская
деятельность -
исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.
Полифункциональность материалов - разнообразное
использование различных составляющих предметной среды, например, детской
мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации или Группе
полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления)
предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в
разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей
в детской игре).
Преемственность между дошкольным и
начальным звеньями образования - это связь и согласованность каждого компонента
образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации),
обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное
воспитание и обучение на данных ступенях образования.
Примерная основная образовательная
программа -
учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный
учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и
содержание образования определенного уровня и (или) определенной
направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы,
примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты
нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной
программы.
Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации
питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими
личной гигиены и режима дня.
Психологическая диагностика развития
воспитанников -
выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей.
Психолого-педагогическая, медицинская и
социальная помощь включает в себя: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их
родителей (законных представителей) и педагогических
работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с
обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; комплекс реабилитационных
и других медицинских мероприятий.
Развивающая образовательная среда - система условий социализации и
индивидуализации детей.
Речевое развитие включает владение речью как
средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства
как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем,
что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности
со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и к сообществу воспитанников и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Специальные условия образования - специальные образовательные
программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические
и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и
индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи,
сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных
учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий
лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические,
психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие
адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без
которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями
здоровья затруднено.
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая
спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные),
учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети,
аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные
образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты,
необходимые для организации образовательной деятельности.
Трансформируемость пространства - изменения
предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в
том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Уровень образования - завершенный цикл образования,
характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Федеральный государственный
образовательный стандарт -
совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или)
к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму
содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их
реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с
настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти.
Физическое развитие включает приобретение опыта в
следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость; способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие
прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о
некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.).
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического
отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию
самостоятельной творческой деятельности воспитанников (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на
этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются основой
объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной
деятельности и подготовки детей.
Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию
и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется
в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются
Правительством Российской Федерации.
Источники глоссария:
1. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования").
2. Федеральный закон Российской Федерации от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Материал подготовлен
методистом РЦ Алюковой Е.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий