Как японская методическая технология оказалась полезна
в России ?
Исследование
урока — технология, направленная на повышение качества обучения через
совместную работу учителей. Если коротко: команда педагогов ставит перед собой
определенную цель и совместно движется к ее достижению, посещая
уроки друг друга и акцентируя внимание не на работе коллег,
а на действиях и успехах нескольких выбранных учеников.
Технология зародилась в Японии примерно 100 лет назад. После Второй
мировой войны, когда страна восходящего солнца приоткрылась для иностранцев,
методическая идея просочилась в Европу и США, исследования
в этой области расширились. В XXI веке метод пришел
и на постсоветское пространство. Везде он имеет свои
особенности. Почему исследование урока набирает популярность в России?
Традиционные способы организации методической работы в школе часто
работают не так, как хотелось бы. Например, руководители
методобъединений заняты бюрократической нагрузкой, и у них
не остается времени на посещение уроков. Директорам и их заместителям
тоже не хватает времени на взаимодействие с учителями.
Но преподаватели могут помочь друг другу: в комфортных условиях
работы, по технологии, доказавшей свою эффективность. Особенности метода
«Исследование урока» Это не способ контроля учителя и не анализ
урока. Обычно учителя опасаются критики в свой адрес, но здесь
внимание направлено на работу учеников. То есть ситуация для учителя
менее стрессовая, чем, например, открытый урок. Решается одна конкретная проблема:
например, как не допустить отставания «слабых» учеников, или как внедрить
групповую работу и так далее. Берется та проблема, которая
наиболее актуальна для школы, параллели, класса. Педагоги вместе планируют урок
и ставят измеримые цели, достижимые для разных учеников. Объектами наблюдения
становятся 3 типичных ученика: «успевающий», «средний», «отстающий».
То есть работа идет не только c «сильными» учениками, которые
сами идут на контакт. Три цикла проекта в форме трех уроков
и последующего анализа позволяют оперативно пробовать и корректировать
методические приемы для решения проблемы. В совместной работе учителя
получают доступ к «человеческому капиталу» друг друга (к опыту,
методам, лайфхакам). Преподаватели оказываются в ситуации командной
работы, совместной проектной деятельности. Таким образом, они сами осваивают
и применяют на практике навыки XXI века, которые должны транслировать
своим ученикам. Поскольку внимание концентрируется на действиях отдельных
учеников, на уроках реализуется один из главных образовательных
трендов — индивидуализация обучения. Результаты проекта учителя могут
эффектно презентовать, передать коллегам.
Пошаговый
план исследования урока
(апробирован «Академией Директории»
в десятках российских школ)
Шаг 1. Создание группы/групп
педагогов Технология «Исследование урока» в России чаще всего внедряется
администрацией школы. Но учителя и сами могут стать инициаторами
проекта. Оптимальное число участников группы: 3-5 человек. Если собирать
большую команду, 6 человек и более, некоторые люди будут просто
присутствовать, а не участвовать. Если проектом займется
3 учителя, то каждый из них окажется задействован как
преподаватель. Возможна также работа в паре. Частый вопрос: нужно ли
включать в команду кого-то из администрации школы? Это
не обязательно, но участие, например, заместителя директора, сразу
поднимает статус проекта. Учителя подбираются не по предметам,
а по интересам. Если брать преподавателей одного предмета,
то исследование, скорее всего, сведется к проработке учебного материала.
Кроме того, во многих школах по некоторым предметам есть только один
учитель.
Шаг 2. Предварительная
встреча: согласование правил и ценностей, выбор темы и первого урока
Вначале необходимо выбрать проблему, которая волнует каждого участника группы
(общий интерес) и распределить обязанности. Желательно наличие модератора,
который поможет раскрыться каждому участнику группы и будет фиксировать
все решения. Важно поддерживать одинаковый статус участников, независимо
от опыта и должности.
Шаг 3. Первая встреча:
планирование урока № 1 Участники группы устанавливают цели урока, выбирают
из класса трех учеников с разной успеваемостью, критерии для каждого
из них, договариваются об этапах урока, вопросах для интервью
учеников после урока, пытаются спрогнозировать действия и реакции учеников.
Здесь очень важно не демонстрировать низкие ожидания, связанные
с «отстающими» учениками, а мыслить позитивно, планировать хороший
урок, в котором найдется ситуация успеха для каждого. При постановке целей
нужно ответить на 4 вопроса: Это измеримо? Этого можно достигнуть
за один урок? Как это звучит с позиции ученика? Это учебный
результат? Примеры ошибочных целей: Познакомить с решением выражений
со скобками (Знакомство с темой не означает понимание).
Продолжать работу над задачами изученных видов (Не цель, а тип
деятельности). Развивать наблюдательность, внимание, смекалку, вычислительные
навыки (Неизмеримо в рамках одного урока). Внедрение здоровьесберегающих
технологий. (В такой формулировке получается цель не для ученика, а для
учителя). Ключевые точки планирования урока: Ожидания относительно того, что
должны освоить ученики. Способы измерения этих знаний и навыков. Реакция
в случае неудачи (ученики не справились). Реакция в случае
быстрого достижения целей (слишком легкие задачи или ученики освоили все
раньше).
Шаг 4. Проведение урока
№ 1 Учитель № 1 проводит урок, остальные участники группы
присутствуют и наблюдают, или после смотря в записи.
По окончании урока присутствующие учителя интервьюируют трех выбранных
учеников. План урока: таблица для заполнения наблюдателями Этап Ученик 1
(группа: отстающие) Ученик 2 (группа: средние) Ученик 3 (группа:
успевающие) Ожидаемая реакция Наблюдаемый результат Ожидаемая реакция
Наблюдаемый результат Ожидаемая реакция Наблюдаемый результат Этап ... Время
Этап ... Время Этап ... Время Результат урока Примечания
Шаг 5. Обсуждение урока
№ 1 Группа собирается (как правило, в день проведения первого урока)
и проводит анализ. На основе выводов по уроку
№ 1 планируется урок № 2 для учителя № 2.
Шаг 6. Второй и третий
циклы проекта По аналогии с первым уроком проводятся
и обсуждаются уроки № 2 и № 3.
Шаг 7. Подведение итогов
Группа сравнивает результаты планирования и наблюдения, делает выводы. Как
правило, итог исследования презентуется на школьном или внешкольном мероприятии.
Если презентация проходит вне школы, то статус проекта в школе,
конечно, видится выше. Представленный пошаговый план оказался наиболее
эффективным в условиях российского контекста,
но он не является единственно возможным. К слову, самое
распространенное препятствие в России на пути к применению
технологии «Исследование урока» — острая нехватка времени учителей.
Разумеется, при высокой загрузке на собственных занятиях сложно выкроить
силы на то, чтобы посетить уроки коллег, участвовать
в их планировании. Однако результат совместного проекта, решение
острых проблем позволяет в дальнейшем существенно экономить свое время
и трудозатраты.
Материал подготовлен методистом Ресурсного центра Е.Алюковой(Источник: https://rosuchebnik.ru/material/issledovanie-uroka/?utm_campaign=email_sendsay_mh_after_ny_2020&utm_medium=email&utm_source=Sendsay)
Материал подготовлен методистом Ресурсного центра Е.Алюковой(Источник: https://rosuchebnik.ru/material/issledovanie-uroka/?utm_campaign=email_sendsay_mh_after_ny_2020&utm_medium=email&utm_source=Sendsay)
Комментариев нет:
Отправить комментарий