Комплексная образовательная программа для
детей раннего возраста «Первые шаги». Авторы Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова,
С.Ю. Мещерякова. Программа является комплексной, так как охватывает все образовательные
области, представленные в ФГОСТ ДО: познавательное, речевое,
социальнокоммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Ребенок к трем
годам:
·
Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними
- Проявляет самостоятельность в бытовых и игровых
действиях
- Владеет активной и пассивной речью, включённой в
общение
- Стремится к общению со взрослыми и активно
подражает им в движениях и действиях
- Проявляет интерес к сверстникам
- Любит слушать стихи, песни и короткие сказки,
рассматривать картинки, двигаться под музыку.
Цель Программы - развитие целостной личности
ребёнка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к
окружающему миру, творческого потенциала.
Программе ставятся следующие
педагогические задачи:
1. Развитие познавательных
способностей, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей
2. Социально-коммуникативное
развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие
общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения
3. Речевое развитие,
которое в раннем возрасте реализуется в общении со взрослым
4. Формирование
игровой
деятельности
детей,
обеспечивающее преемственность
раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности
дошкольников.
5. Художественно-эстетическое
развитие, направленное на приобщение детей к изобразительной, театрализованной
деятельности, музыкальное развитие
6. Физическое развитие в
ходе освоения детьми основных видов двигательной активности, формирование
навыков здорового образа жизни
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Одним из главных
принципов, на которых базируется данная программа, является принцип
развития. Развитие понимается как появление у ребенка нового отношения к
миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к
действию, освоение новых способов деятельности. Всѐ это находит свое отражение
в детской инициативности и самостоятельности, в том, что малыш сам к чему-то
стремится, что-то сам придумывает, старается достичь результата.
2. Принцип самоценности раннего возраста,
его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается не как
подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь.
Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в
индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды
свободной деятельности - играть, рисовать, слушать сказки и рассказы,
экспериментировать, конструировать, помогать взрослым. Эти виды деятельности,
не предполагающие выполнения каких либо жестких правил и норм, ребенок
осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги
радуют детей. Но вместе с тем, многообразие этих видов дает детям достаточно
много знаний, умений и навыков, а главное - развивает их чувства, мышление,
воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со
сверстниками и взрослыми.
3. Следующий базовый
принцип программы - принцип деятельности. Решение образовательных
задач в детском возрасте должно опираться на характерные для каждого
возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. В раннем
возрасте развитие разных сторон психики ребенка происходит в ведущей для этого
периода предметной деятельности. В соответствии с этим содержание программы
построено на включении детей в самостоятельные и совместные со взрослым
действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком,
пластическими материалами, красками, в игры со взрослыми и сверстниками,
4. Опора на игровые методы – один из важных
принципов программы «Первые шаги». Игра в широком смысле данного термина
является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей. Любая
игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное
удовлетворение ребенку. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого
с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную
активность, наиболее полно реализовать себя.
5. Следующий
основополагающий принцип программы – принцип содействия и
сотрудничества детей и взрослых, который реализуется в
личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми.
Личностноориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального
благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям,
предоставление права на реализацию своей индивидуальности.
Дети раннего возраста особенно чувствительны к отношению взрослого.
Доброжелательность и эмоциональная выразительность взрослого,
внимание к настроению ребѐнка, отношение к нему как к самоценной личности – всѐ
это не второстепенные, а главные моменты при взаимодействии с маленькими
детьми. Такое взаимодействие является основным условием эмоционального благополучия
маленького ребѐнка и его полноценного развития.
Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять
индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.
6. Принцип поддержки
инициативы детей в разных видах деятельности. В программе предусматривается
предоставление каждому ребенку возможности выбора игр, занятий, материалов.
Даются методические рекомендации воспитателям по проведению наблюдения за
развитием детей с целью постановки индивидуальных образовательных задач.
7. Следующий принцип, которому
следует программа – принцип полноты содержания образования.
Требования ФГОСТ ДО к содержанию образования детей предполагают обеспечение
условий для всестороннего развития ребенка. Содержание дошкольного образования
(в том числе образования детей раннего возраста) включает следующие сферы
развития ребенка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое и физическое развитие. В программе «Первые шаги»
предусмотрено создание условий для всех линий развития.
8. Принцип полноты
неразрывно связан с принципом интеграции содержания образования. В
соответствии с современными психологопедагогическими представлениями,
содержание образования детей должно быть не узко предметным, а интегрированным.
Принцип интеграции предполагает сочетание и взаимопроникновение в
педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает
полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружающего
мира, его всестороннее развитие. В данной программе принцип интеграции
реализуется в том, что большинство разработанных игр и занятий имеет
комплексный характер. Подразделение игр по отдельным направлениям развития
достаточно условно, поскольку каждая игра в той или иной мере активизирует все
психические процессы, разные виды деятельности и способности ребенка. Программа
также предполагает гибкое планирование педагогического процесса, которое
позволяет воспитателям и педагогам объединять предметнопрактическую, игровую,
познавательную, художественно-эстетическую и другие виды детской деятельности в
разных сочетаниях.
9. Программа «Первые шаги»
исходит из принципа преемственности, заложенного в современной
Концепции непрерывного образования. Теоретические основания программы, ее цели,
задачи и содержание обеспечивают преемственность образования детей на разных
возрастных этапах. Результаты апробации программы свидетельствуют о ее
эффективности, обеспечении успешного перехода детей из раннего в дошкольный
возраст. Принцип преемственности предполагает также достижение согласованности
в подходах к воспитанию и обучению ребенка в образовательном учреждении и
семье.
10.
Принцип сотрудничества Организации с
семьей реализуется в данной программе как в организационном, так и в
содержательном плане. Программа включает методические рекомендации по
организации взаимодействия педагогов и родителей. Игры и занятия, описанные в
программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.
В соответствии с периодизацией психического
развития, принятой в отечественной психологии, ранний возраст охватывает период
жизни ребенка от 1 года до 3 лет. Этот возрастной этап имеет характерные
особенности, отличающие его от других периодов детства. Основными факторами
психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная
деятельность и ситуативно-деловое общение со взрослыми.
Актуальность программы: учитывает особенности
детей раннего возраста, отвечает их потребностям и возможностям, способствует
полноценному развитию.
Содержание образовательных областей
Программы
1. Познавательное развитие:
предметная деятельность и познавательные способности
2. Социально-коммуникативное
развитие: общение со взрослыми и сверстниками,
социальные навыки, игра
3. Речевое развитие
4. Художественно-эстетическое
развитие
5. Физическое развитие
Методическое оснащение Программы
Разработаны специальные игры и
занятия
1. На развитие орудийных и
практических действий
2. На развитие понимания
речи взрослых
3. На развитие общения со
сверстниками
4. На формирование
эстетического отношения детей к окружающему миру и произведениям искусства
5. На развитие игровой
деятельности
6. На развитие основных
видов двигательной активности
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ
Важное значение для здоровья и
благополучного развития детей имеет правильная организация режима питания, сна,
бодрствования, прогулок, проведения гигиенических процедур.
Полноценное питание способствует
нормальному росту ребенка, правильному развитию его органов и тканей, повышает
устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Промежутки
между кормлениями в раннем возрасте составляют от 3,5 до 4,5 часов.
Сон. У детей в возрасте от 1 до 1,5 лет
длительность периода бодрствования составляет примерно 4,5 часа, поэтому они
нуждаются в двух дневных снах. После 1,5 лет период бодрствования достигает
5-5,5 часов, дети обычно переходят на одноразовый дневной сон.
Бодрствование. В периоды
бодрствования как в групповом помещении, так и на прогулке с детьми проводятся
развивающие игры-занятия, сочетающиеся с самостоятельной деятельностью детей.
Необходимо соблюдать баланс между подвижными и спокойными видами деятельности,
между совместной игрой детей и самостоятельными занятиями ребенка.
Во время прогулки детям
предоставляется возможность свободно поиграть, побегать. При этом необходимо
следить, чтобы малыши не переутомлялись, своевременно предлагать спокойные
занятия (собрать букет из опавших листьев, рассмотреть жука, построить дом из
песка). В то же время, если дети не могут найти себе интересное занятие,
следует предложить им поиграть, чередуя подвижные или спокойные игры.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Предметный мир раннего детства – это не
только игрушки, но и вся окружающая ребенка среда, которая способствует
физическому, социальноличностному, познавательному, художественно-эстетическому
развитию детей.
Интерьер помещений.
Размер и планировка групповых помещений
должны быть такими, чтобы каждый ребенок мог найти место, удобное для занятий,
игры, отдыха. Жилая среда должна обеспечивать комфортное эмоциональное
состояние малышей, олицетворять собой домашний уют как для детей, так и для
взрослых. В ней должна быть предусмотрена возможность для ребенка побыть
одному, поиграть со сверстниками и взрослыми.
Зонирование групповых помещений.
Содержание развивающей предметной среды
должно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей.
Жизненное пространство в группе должно
давать детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами
деятельности, не мешая, друг другу. Этому способствует зонирование групповой
комнаты.
Динамичность предметной среды
Принцип зонирования не означает, что
предметная среда остается неизменной. Зоны могут объединяться, взаимозаменяться
и дополняться. Главное требование к предметной среде – ее развивающий характер.
Динамичная среда позволяет малышам не только использовать в своей деятельности
уже имеющиеся у них знания и умения, но и побуждать их к преобразованию,
исследованию нового.
Обеспечение безопасности среды
Предметная среда должна не только служить целям
развития детей, но и быть безопасной для них.
В программе предоставлен перечень
материалов и оборудования для групп раннего возраста
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Планирование является важной частью
организации педагогического процесса в детском учреждении. Оно необходимо для
успешной реализации образовательной программы, согласования деятельности
педагогов, распределения их функций и обязанностей.
При реализации данной программы необходимо
учитывать, что педагогическая работа с детьми должна проводиться сразу по всем
направлениям развития. Поэтому при планировании следует предусматривать равномерное
распределение игр и занятий.
Отдельно предусмотрено проводить
музыкальные и физкультурные занятия.
Поскольку с помощью планирования
выстраивается стратегия работы детского учреждения, планирование должно быть
долгосрочным и краткосрочным.
Задачи долгосрочного и краткосрочного
планирования
В рамках долгосрочного планирования
коллектив педагогов определяет цели и задачи работы на несколько лет вперед и
на предстоящий учебный год в соответствии с образовательной концепцией детского
учреждения.
Долгосрочное планирование дает возможность наметить основные
мероприятия на текущий и последующие годы.
Краткосрочное планирование производится
еженедельно и ежедневно.
Оно включает расписание мероприятий и
занятий в группе и подгруппах.
При планировании необходимо соблюдать баланс между активными и спокойными
занятиями, организованным и свободным временем детей.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи совместной работы педагогов и
родителей
1. Родители и педагоги
должны стать партнерами-единомышленниками
2. Учреждение должно быть
полностью открыто для семьи
3. Сотрудники детского
учреждения должны иметь представление о запросах родителей, об условиях
жизни ребенка в семье, о его индивидуальных особенностях
4. Организация обратной
связи между педагогами и родителями
В программе выделен целый раздел по
Организации совместной работы педагогов
и родителей в период адаптации ребёнка к
детскому учреждению
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В
ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
С целью оценки эффективности работы по
Программе педагогам необходимо систематически проводить мониторинг
образовательного процесса, т. е. осуществлять сбор данных о степени реализации
образовательных целей, поставленных в Программе.
Методы фиксации наблюдений
Карточки наблюдения
Для ежедневных
наблюдений могут использоваться карточки наблюдения, в которые заносятся
характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей.
Тематические карты-схемы
наблюдения
Тематические карты-схемы
используются для наблюдения за ходом развития ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий