четверг, 9 января 2020 г.


Как японская методическая технология оказалась полезна в России ?
Исследование урока — технология, направленная на повышение качества обучения через совместную работу учителей. Если коротко: команда педагогов ставит перед собой определенную цель и совместно движется к ее достижению, посещая уроки друг друга и акцентируя внимание не на работе коллег, а на действиях и успехах нескольких выбранных учеников. Технология зародилась в Японии примерно 100 лет назад. После Второй мировой войны, когда страна восходящего солнца приоткрылась для иностранцев, методическая идея просочилась в Европу и США, исследования в этой области расширились. В XXI веке метод пришел и на постсоветское пространство. Везде он имеет свои особенности. Почему исследование урока набирает популярность в России? Традиционные способы организации методической работы в школе часто работают не так, как хотелось бы. Например, руководители методобъединений заняты бюрократической нагрузкой, и у них не остается времени на посещение уроков. Директорам и их заместителям тоже не хватает времени на взаимодействие с учителями. Но преподаватели могут помочь друг другу: в комфортных условиях работы, по технологии, доказавшей свою эффективность. Особенности метода «Исследование урока» Это не способ контроля учителя и не анализ урока. Обычно учителя опасаются критики в свой адрес, но здесь внимание направлено на работу учеников. То есть ситуация для учителя менее стрессовая, чем, например, открытый урок. Решается одна конкретная проблема: например, как не допустить отставания «слабых» учеников, или как внедрить групповую работу и так далее. Берется та проблема, которая наиболее актуальна для школы, параллели, класса. Педагоги вместе планируют урок и ставят измеримые цели, достижимые для разных учеников. Объектами наблюдения становятся 3 типичных ученика: «успевающий», «средний», «отстающий». То есть работа идет не только c «сильными» учениками, которые сами идут на контакт. Три цикла проекта в форме трех уроков и последующего анализа позволяют оперативно пробовать и корректировать методические приемы для решения проблемы. В совместной работе учителя получают доступ к «человеческому капиталу» друг друга (к опыту, методам, лайфхакам). Преподаватели оказываются в ситуации командной работы, совместной проектной деятельности. Таким образом, они сами осваивают и применяют на практике навыки XXI века, которые должны транслировать своим ученикам. Поскольку внимание концентрируется на действиях отдельных учеников, на уроках реализуется один из главных образовательных трендов — индивидуализация обучения. Результаты проекта учителя могут эффектно презентовать, передать коллегам.
                                   Пошаговый план исследования урока  
         (апробирован «Академией Директории» в десятках российских школ)
Шаг 1. Создание группы/групп педагогов Технология «Исследование урока» в России чаще всего внедряется администрацией школы. Но учителя и сами могут стать инициаторами проекта. Оптимальное число участников группы: 3-5 человек. Если собирать большую команду, 6 человек и более, некоторые люди будут просто присутствовать, а не участвовать. Если проектом займется 3 учителя, то каждый из них окажется задействован как преподаватель. Возможна также работа в паре. Частый вопрос: нужно ли включать в команду кого-то из администрации школы? Это не обязательно, но участие, например, заместителя директора, сразу поднимает статус проекта. Учителя подбираются не по предметам, а по интересам. Если брать преподавателей одного предмета, то исследование, скорее всего, сведется к проработке учебного материала. Кроме того, во многих школах по некоторым предметам есть только один учитель.
Шаг 2. Предварительная встреча: согласование правил и ценностей, выбор темы и первого урока Вначале необходимо выбрать проблему, которая волнует каждого участника группы (общий интерес) и распределить обязанности. Желательно наличие модератора, который поможет раскрыться каждому участнику группы и будет фиксировать все решения. Важно поддерживать одинаковый статус участников, независимо от опыта и должности.
Шаг 3. Первая встреча: планирование урока № 1 Участники группы устанавливают цели урока, выбирают из класса трех учеников с разной успеваемостью, критерии для каждого из них, договариваются об этапах урока, вопросах для интервью учеников после урока, пытаются спрогнозировать действия и реакции учеников. Здесь очень важно не демонстрировать низкие ожидания, связанные с «отстающими» учениками, а мыслить позитивно, планировать хороший урок, в котором найдется ситуация успеха для каждого. При постановке целей нужно ответить на 4 вопроса: Это измеримо? Этого можно достигнуть за один урок? Как это звучит с позиции ученика? Это учебный результат? Примеры ошибочных целей: Познакомить с решением выражений со скобками (Знакомство с темой не означает понимание). Продолжать работу над задачами изученных видов (Не цель, а тип деятельности). Развивать наблюдательность, внимание, смекалку, вычислительные навыки (Неизмеримо в рамках одного урока). Внедрение здоровьесберегающих технологий. (В такой формулировке получается цель не для ученика, а для учителя). Ключевые точки планирования урока: Ожидания относительно того, что должны освоить ученики. Способы измерения этих знаний и навыков. Реакция в случае неудачи (ученики не справились). Реакция в случае быстрого достижения целей (слишком легкие задачи или ученики освоили все раньше).
Шаг 4. Проведение урока № 1 Учитель № 1 проводит урок, остальные участники группы присутствуют и наблюдают, или после смотря в записи. По окончании урока присутствующие учителя интервьюируют трех выбранных учеников. План урока: таблица для заполнения наблюдателями Этап Ученик 1 (группа: отстающие) Ученик 2 (группа: средние) Ученик 3 (группа: успевающие) Ожидаемая реакция Наблюдаемый результат Ожидаемая реакция Наблюдаемый результат Ожидаемая реакция Наблюдаемый результат Этап ... Время Этап ... Время Этап ... Время Результат урока Примечания
Шаг 5. Обсуждение урока № 1 Группа собирается (как правило, в день проведения первого урока) и проводит анализ. На основе выводов по уроку № 1 планируется урок № 2 для учителя № 2.
Шаг 6. Второй и третий циклы проекта По аналогии с первым уроком проводятся и обсуждаются уроки № 2 и № 3.
Шаг 7. Подведение итогов Группа сравнивает результаты планирования и наблюдения, делает выводы. Как правило, итог исследования презентуется на школьном или внешкольном мероприятии. Если презентация проходит вне школы, то статус проекта в школе, конечно, видится выше. Представленный пошаговый план оказался наиболее эффективным в условиях российского контекста, но он не является единственно возможным. К слову, самое распространенное препятствие в России на пути к применению технологии «Исследование урока» — острая нехватка времени учителей. Разумеется, при высокой загрузке на собственных занятиях сложно выкроить силы на то, чтобы посетить уроки коллег, участвовать в их планировании. Однако результат совместного проекта, решение острых проблем позволяет в дальнейшем существенно экономить свое время и трудозатраты.

Материал подготовлен методистом Ресурсного центра Е.Алюковой(Источник: 
https://rosuchebnik.ru/material/issledovanie-uroka/?utm_campaign=email_sendsay_mh_after_ny_2020&utm_medium=email&utm_source=Sendsay)



Комментариев нет:

Отправить комментарий