Сущность
функциональной грамотности
состоит в способности личности
самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные
знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Составляющими функциональной
грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные
действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно:
организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения
могут быть приобретены учащимися при условиях, если обучение носит
деятельностный характер; учебный процесс ориентирован на развитие
самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила
аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
используются продуктивные формы групповой работы. В этом вопросе важную роль
играет профессиональная компетентность учителя. Профессиональная компетентность
учителя в формировании функциональной грамотности учащихся характеризуется как
интеграция педагогических знаний, умений, профессионально значимых личностных
качеств на достижение социально-педагогических результатов по формированию
информационной, проблемной, коммуникативной и организационной компетенций
выпускников школы. Особенно компетенции в решении жизненных проблем,
необходимых для адаптации и полноценного функционирования в современном
обществе. Структура профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной
грамотности учащихся включает следующие компетенции:
предметно-методологическая, психолого-педагогическая, компетенция в области
валеологии образовательного процесса, коммуникативная, компетенция в области
управления качеством образовательной системы «учитель-ученик». Работа учителя
по формированию функциональной грамотности учащихся, должна включать следующие
этапы: целеполагания, планирования, прогнозирования, реализации, коррекции,
рефлексии. Для обеспечения продуктивности формирования функциональной
грамотности учащихся педагогам необходимо применять специальные активные,
деятельностные, личностно-ориентированные и развивающие образовательные
технологии. Среди них можно выделить следующие виды деятельности и технологии:–
проблемно-диалогическая технология – это освоение новых знаний, позволяющая
формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе
умение самостоятельно осуществлять деятельность учения; – технология
формирования правильной читательской деятельности, создающая условия для
развития важнейших коммуникативных умений; – технология проектной деятельности
- обеспечивает условия для формирования организационных, интеллектуальных,
коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных моделей и плакатов,
организация и проведение конкурсов, викторин, мини-исследований и др.,
предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов); – уровневая
дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в
стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик - это партнёр, имеющий право
на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его
усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя - помочь учащемуся
принять и выполнить принятое им решение; – информационные и коммуникационные
технологии, использование которых позволяет формировать основу интеллектуальных
умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез; – технология оценивания
учебных достижений учащихся и др. Следовательно, ученик может научиться
действовать только в процессе самого действия, а работа учителя на каждом уроке
и образовательные технологии, которые выбирает учитель, формируют
функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.
Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является
проблема формирования его технологической компетентности, включающей в себя
глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения
современных образовательных технологий на уроке, готовность ких адаптации и
модификации с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий